Прошлое и настоящее холщовой ткани

Историки доказали, что первым растительным волокном, из которого начали изготовлять ткань, был лен. И сейчас, когда порой бывает трудно запомнить названия текстильных новинок с поражающими воображение свойствами, старое доброе холщовое полотно продолжает нести свою службу и пользоваться заслуженным спросом. Более того, на фоне повышенного внимания к натуральности и экологической чистоте, льняной холст переходит в разряд элитных тканей, а его структура имитируется при создании смесовых и синтетических материалов.

Что такое холст?

Первоначально так называли льняное полотно традиционного переплетения, которое различали по толщине и степени отбеливания. Наиболее высоко ценился тонкий белый лен, который еще в древние времена использовался для одеяний знати и верховных жрецов. Технология создания льняных холстов была известна еще в древнем Египте, а наиболее старый образец ткани, изготовленной в Европе, относят к VIII веку до нашей эры. В России и странах северной Европы изготовляли также конопляные полотна. Вплоть до позапрошлого века холсты разного вида относились к самым ходовым товарам, и даже использовались в виде денежного эквивалента, например, при налогообложении крестьянских хозяйств. Кроме того, этот термин стал применяться в живописи, и до сегодняшнего времени «холстом» называют картину, написанную масляными красками. Что же касается текстильной отрасли, то определение «холщовая ткань» в настоящее время применяется к достаточно плотным материалам, сотканным методом полотняного переплетения, которые могут быть отбеленными или сохранять естественный цвет нитей. В качестве сырья для них используют:

  • лен;
  • хлопок;
  • джут;
  • коноплю;
  • синтетические материалы (полиамидные, полипропиленовые, полиэфирные);
  • смеси вышеуказанных волокон.

Домотканые холсты имеют ширину чуть меньше 40 см, полотна, изготовленные промышленным способом, могут быть любой ширины (чаще всего 90 см). В настоящее время в категорию холстов изготовители и продавцы могут зачислять большую группу тканей, включая мешковину, бязь и др. Однако традиционный холст – это суровое, то есть неотбеленное полотно из растительных волокон, в том числе миткаль, двунитка, парусина и т.п. Часто этот материал является полуфабрикатом для получения тканей, известных под названием бязь, ситец и др.

В настоящее время изготовляются смесовые и даже полностью синтетические материалы, по виду похожие на суровое полотно, например, канвас. Это слово является буквальным переводом слова «холст» или «полотно», однако современный канвас — это полностью синтетическая ткань, имитирующая цвет и переплетение традиционного материала с таким названием.

Основными свойствами натуральных холстов являются:

  • прочность и долговечность;
  • термоизолирующие и терморегулирующие свойства
  • экологичность и натуральный состав;
  • гипоаллергенность;
  • хорошая способность пропускать воздух;
  • гигроскопичность;
  • устойчивость к загрязнениям;
  • практичность.

В то же время эта ткань достаточно жесткая, а ее серо-бежевый цвет долгое время считался не очень эстетичным (хотя сейчас, наоборот, перешел в разряд стильных брендов). Тем не менее, полотно низкой и средней плотности очень комфортно в носке. При этом с каждой стиркой оно становится вся более мягким и белым (хотя и не следует забывать об усадке). Что же касается способности впитывать влагу, которая является привлекательной для одежды и клинингового текстиля, то она превращается в недостаток, если холст используют для упаковки.

Холщовые материалы, изготовленные из смесового или синтетического сырья, отличаются прочностью и долговечностью. Однако они проигрывают натуральным полотнам по теплоизолирующим свойствам, при высокой температуре теряют прочность и могут плавиться, к тому же не впитывают влагу – что, в зависимости от области применения, может быть как достоинством, так и недостатком.

Области применения холщовых тканей

За тысячелетия своего существования использование холстов претерпело большие изменения. Вплоть до XIX столетия льняные, хлопковые и даже конопляные полотна были универсальным текстилем для разнообразной одежды, белья, полотенец, покрывал, занавесей. Из них изготовляли паруса, емкости для перевозки груза, сумки, обувь, головные уборы и многое другое. В настоящее время многообразие искусственных и синтетических волокон, а также технологий создания материалов из них практически вытеснило холст из гардероба, оставив его только для вещей этнического стиля. Кроме того, различные разновидности сурового полотна используются для рабочей одежды и аксессуаров, особенно предназначенных для производственного процесса при высоких температурах, а также в качестве обтирочного и клинингового материала.

Льняное полотно остается любимым материалом вышивальщиц и находит применение в создании вышитой одежды, аксессуаров, а также столового белья, штор, занавесей, различных предметов домашнего убранства. Холст используют как основу для создания картин, а также для декорирования студий, художественных выставок и салонов, поскольку он создает очень выигрышный фон для различных экспозиций. Благодаря жесткой структуре холщовое полотно находит применения в качестве формообразующих прокладок при шитье одежды (бортовка), а также для изготовления текстильной обуви.

Отдельной областью применения холста является изготовление из него мешков. Их используют для транспортировки и хранения сыпучего груза, в том числе для денег при инкассации, мелких почтовых отправлений, таких продуктов, как крупы, мука, соль и т.д. В этих случаях предпочтительнее использовать синтетические ткани, которые являются влагоустойчивыми и не подвержены гниению. Распространенным брендом последних лет стало изготовление холщовых мешочков для фирменной и сувенирной упаковки различных бакалейных товаров, сладостей, посуды, игрушек и т.п.

Особенности ухода

Правила ухода за холщовыми материалами зависят от того, какой является их фактура и какое сырье входит в их состав. Грубый холст, который используют для упаковки, навесов и т.п., как правило, не стирают, а при необходимости вытряхивают от пыли и хорошо просушивают. Хлопковые и льняные ткани средней и малой плотности прекрасно переносят все режимы стирки, кипячение и утюжку при высокой температуре, однако следует помнить о возможности их усадки и желательности подкрахмаливания. Они не боятся отбеливателей, хотя и не нуждаются в них. Что же касается смесовых и синтетических материалов, температура их стирки не должна превышать 30 градусов, а утюжку производят в режиме «Синтетика».